АКТУАЛЬНОСТЬ
ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОУ
ДЕТИ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ — ФИЗИЧЕСКОЙ ИЛИ МЕНТАЛЬНОЙ — ТРАДИЦИОННО ОКАЗЫВАЛИСЬ ИЗОЛИРОВАНЫ И, СООТВЕТСТВЕННО, ЛИШЕНЫ ШАГОВ ПО ИНТЕГРАЦИИ В СРЕДУ. СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ЧАЩЕ СОЗДАВАЛИ И РАСШИРЯЛИ РАЗРЫВ МЕЖДУ “БОЛЬНОЙ” И “ЗДОРОВОЙ” ЧАСТЬЮ ОБЩЕСТВА.
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПРЕДЛАГАЕТ ПУТЬ ОБЪЕДИНЁННОСТИ. ОБУЧАТЬ КАЖДОГО РЕБЕНКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ, ПОМОГАТЬ ПРЕОДОЛЕВАТЬ СЛОЖНОСТИ В РАЗВИТИИ — ПРИЗНАК ГУМАННОГО ОБЩЕСТВА, КОТОРОЕ УВАЖАЕТ ВСЕХ СВОИХ УЧАСТНИКОВ. А ПОТОМУ ВАЖНО ПОЗАБОТИТЬСЯ, ЧТОБЫ ТАКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СТАЛО ВСЮДУ ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ПРАКТИКОЙ. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ (ФГОС) КАК РАЗ И РАБОТАЕТ НАД ТЕМ, ЧТОБЫ СОЗДАТЬ НАДЁЖНЫЙ ФУНДАМЕНТ ДЛЯ ПОГРУЖЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО.
КОЛИЧЕСТВО ДЕТЕЙ С ТЕМ ИЛИ ИНЫМ ВИДОМ ИНВАЛИДНОСТИ В РОССИИ ПО ДАННЫМ РОССТАТА ЗА ПОСЛЕДНИЕ 30 ЛЕТ ЗНАЧИТЕЛЬНО ВЫРОСЛО И ПРОДОЛЖАЕТ РАСТИ. А ЭТО ЗНАЧИТ, ЧТО ТЫСЯЧИ СЕМЕЙ В СТРАНЕ НУЖДАЮТСЯ В ПОДДЕРЖКЕ. ПОДДЕРЖИВАТЬ ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — ЗНАЧИТ ДАВАТЬ ДЕТЯМ ШАНС СТАТЬ ЧАСТЬЮ ОБЩЕСТВА, РАЗВИТЬ ТАЛАНТЫ, СОЦИАЛИЗИРОВАТЬСЯ.
ОЗВУЧИВАЮТСЯ РАЗНЫЕ ПОДХОДЫ ПОНИМАНИЯ ИНКЛЮЗИВНОСТИ, ПРИ ЭТОМ ИССЛЕДОВАТЕЛИ ТЕМЫ РАЗДЕЛЯЮТ ОСНОВНОЙ ПОСЫЛ: ДЕТЯМ С ФИЗИЧЕСКИМИ И ПСИХИЧЕСКИМИ ОСОБЕННОСТЯМИ ВАЖНО КОНТАКТИРОВАТЬ С ДРУГИМИ ДЕТЬМИ. ТАКОЕ ОБЩЕНИЕ ПОЛЕЗНО ДЛЯ ВСЕХ: ИССЛЕДОВАНИЯ ПОКАЗЫВАЮТ, ЧТО УРОВЕНЬ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ В СМЕШАННЫХ ИНКЛЮЗИВНЫХ ГРУППАХ ВЫШЕ.
ОРГАНИЗАЦИЯ
ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОУ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДАЁТ ШАНС УЛУЧШИТЬ ПЕРСПЕКТИВЫ ДЕТЕЙ. ПОЛУЧАТЬ ОБРАЗОВАНИЕ ПЕРЕД ШКОЛОЙ КРАЙНЕ ПОЛЕЗНО КАЖДОМУ РЕБЁНКУ, А ДЕТЯМ С ОВЗ — ОСОБЕННО. С ЕГО ПОМОЩЬЮ ОНИ УЧАТСЯ ОБЩЕНИЮ С ДРУГИМИ ДЕТЬМИ, РАЗВИВАЮТ КОММУНИКАТИВНЫЕ, ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ, ВЗАИМОДЕЙСТВУЮТ ДРУГ С ДРУГОМ.
ТРАДИЦИОННО ВЫДЕЛЯЕТСЯ 7 ПРИНЦИПОВ РАБОТЫ:
ОБЕСПЕЧИТЬ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ПОДХОДА;
ПОДДЕРЖИВАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ РЕБЁНКА;
ВКЛЮЧАТЬ В ПРОЦЕСС ВСЕХ УЧАСТНИКОВ;
ИСПОЛЬЗОВАТЬ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ В ОБРАЗОВАНИИ;
ВАРЬИРОВАТЬ МЕТОДЫ В ХОДЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ;
ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ С СЕМЬЁЙ;
РАЗВИВАТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ МОДЕЛЬ ДЕТСКОГО САДА.
ИЗНАЧАЛЬНО ПРИНЦИП ИНКЛЮЗИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАЛСЯ В ПОРЯДКЕ ЭКСПЕРИМЕНТА В НЕКОТОРЫХ ШКОЛАХ РОССИИ. РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ ГОВОРЯТ ОБ УСПЕШНОСТИ ПРАКТИКИ. ДОШКОЛЬНОЕ ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОТОВИТ К ШКОЛЕ И РАСШИРЯЕТ ВОЗМОЖНОСТИ ДЕТЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ, РАНЕЕ ИМЕВШИХ ДОСТУП ТОЛЬКО К СПЕЦИАЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЯМ.
ОДНАКО ТАКОЕ ОБУЧЕНИЕ — СЕРЬЁЗНЫЙ ВЫЗОВ. ОРГАНИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОУ СОГЛАСНО ФГОС — ПРОЦЕСС, ТРЕБУЮЩИЙ ПЕРЕСТРОЙКИ ВСЕЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. И, ЧТО НЕ МЕНЕЕ ВАЖНО, ПЕРЕСТРОЙКИ В ГОЛОВАХ У ЛЮДЕЙ.
ПРОБЛЕМЫ
ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОУ
В РОССИИ, В ОТЛИЧИЕ ОТ ДРУГИХ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН, В ЧАСТНОСТИ, АНГЛИИ, ИДЕЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЫШЛА НА ПЕРЕДНИЙ ПЛАН НЕ ТАК ДАВНО. СЛОЖНОСТЕЙ, С КОТОРЫМИ СТАЛКИВАЮТСЯ УЧРЕЖДЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПЕРЕХОДА НА ТАКУЮ МОДЕЛЬ ПОКА МНОГО И ВАЖНО УЧИТЬСЯ С НИМИ РАБОТАТЬ:
НЕТ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ ДЕЙСТВИЙ — ВСЕРОССИЙСКОЙ ПРОГРАММЫ, КОТОРАЯ БЫ ПОЗВОЛИЛА ЧЁТКО И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО РЕАЛИЗОВАТЬ ПЛАН ПО СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ;
НЕДОСТАТОЧНО РАСПРОСТРАНЕНО ОБУЧЕНИЕ НУЖНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ, ОТСЮДА ИХ НЕХВАТКА И НИЗКИЙ УРОВЕНЬ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ;
РАЗРЫВ МЕЖДУ ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ДОУ И СПОСОБНОСТЯМИ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ, А ПОТОМУ НАЛАДИТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС СЛОЖНО;
НЕТ СООТВЕТСТВУЮЩЕГО МЕДИЦИНСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ЗАВЕДЕНИЯХ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО СЛАБО ПРИМЕНИМО;
ОТСУТСТВУЮТ СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ;
МОДЕЛЬ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОУ:
НЫНЕШНЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ ДЕЛ
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДОУ, ПРЕЗЕНТАЦИЯ КОТОРОГО УЖЕ СОСТОЯЛАСЬ В БОЛЬШЕЙ ЧАСТИ РАЗВИТЫХ СТРАН, — ЕДИНСТВЕННЫЙ ПУТЬ СУЩЕСТВОВАНИЯ ГУМАНИТАРНОГО ОБЩЕСТВА. ТАКОЙ ПОДХОД ГАРАНТИРУЕТ ПРАВО КАЖДОГО РЕБЁНКА НА ОБРАЗОВАНИЕ. ГАРАНТОМ ВЫСТУПАЕТ КАК КОНСТИТУЦИЯ РФ, ТАК И ЗАКОН “ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РФ”, ВЫШЕДШИЙ 29 ДЕКАБРЯ 2012 ГОДА. ПРАВИТЕЛЬСТВО ПОДЧЁРКИВАЕТ, ЧТО ИНКЛЮЗИВНОСТЬ СТОИТ ВВОДИТЬ ПОСТЕПЕННО, И ПЛАНИРУЕТ В ТЕЧЕНИЕ ПЯТИ ЛЕТ С МОМЕНТА ВВЕДЕНИЯ ЗАКОНА, ОБОРУДОВАТЬ УЧРЕЖДЕНИЯ.
СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ДОУ
ПРОСТО ВЗЯТЬ И РАЗМЕСТИТЬ РЕБЁНКА С ОСОБЕННОСТЯМИ СРЕДИ ДРУГИХ ДЕТЕЙ — НЕ МЕТОД. ВАЖНЫМ УСЛОВИЕМ НОРМАЛЬНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ПОДХОДА ЯВЛЯЕТСЯ В ЧАСТНОСТИ ПЛАН СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЁНКА С ОВЗ В ДОУ. НОРМЫ И ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ДОЛЖНЫ УТОЧНЯТЬСЯ И РЕГЛАМЕНТИРОВАТЬСЯ. ТОЛЬКО В ТАКОМ СЛУЧАЕ ОНИ ОКАЖУТСЯ ПОЛЕЗНЫМИ.
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЁНКА С ОВЗ В ДОУ — ЭТО КОНТРОЛЬ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЛНОЙ КОМФОРТНОЙ ИНТЕГРАЦИИ РЕБЁНКА В ГРУППЕ. ОТДЕЛЬНЫЙ ТЬЮТОР ПОМОГАЕТ РЕШАТЬ РЕБЁНКУ ПРОБЛЕМЫ, ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ УСПОКАИВАЕТ, ПОДДЕРЖИВАЕТ.
СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЁНКА — ЭТО, В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ, МОНИТОРИНГ ЕГО СОСТОЯНИЯ. ЧТОБЫ СОЗДАТЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ РЕБЁНКА С ОВЗ В ДОУ, ВАЖНО ПРОВЕСТИ ПОЛНОЕ ВСЕСТОРОННЕЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ. ПОНАБЛЮДАТЬ, ПОБЕСЕДОВАТЬ С РЕБЁНКОМ, ДИАГНОСТИРОВАТЬ ПРОБЛЕМНЫЕ И УСПЕШНЫЕ ЗОНЫ РАЗВИТИЯ И ТОЛЬКО ЗАТЕМ РАБОТАТЬ НАД ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПОДБОРОМ ЗАДАНИЙ И ЗАНЯТИЙ. И, ЧТО ВАЖНО, НЕ ЗАБЫВАТЬ КОНТРОЛИРОВАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ, ЧТОБЫ ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ СКОРРЕКТИРОВАТЬ ПЛАН ДЕЙСТВИЙ.
ТРЕБОВАНИЯ к воспитателям и специалистам работающим в группе которую посещает ребенок с ОВЗ
В нашем детском саду обеспечен доступ инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья, имеется звонок для вызова работников МАДОУ Детский сад № 198
Для работы с детьми с ОВЗ и/или детьми-инвалидами создаются кадровые условия
В штатном расписании МАДОУ Детский сад № 198 2 учителя-логопеда.
№ | Ф. И. О.,
должность |
Тема КПК | Кол-во часов | Место прохождения КПК |
1
|
Бессмертнова О.В.,
заведующий
|
«Инклюзивное образование в соответствии с ФГОС ДО» |
108 |
МБУДО «Учебный центр проф. обучения г.Уфы» ГО г. Уфы РБ |
2 | Межетдинова Светлана
Мидхатовна, учитель-логопед |
«Коррекционно-педагогическая помощь детям с ОВЗ в условиях реализации ФГОС» | 72 | ГАОУ ДПО ИРО РБ |
3 | Солодикова
Елена Юрьевна, воспитатель |
«Методологические подходы и практика реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ в условиях ОО» | 86 | ГАОУ ДПО ИРО РБ |